Во время анализа сайта SEO-специалисты работают со множеством параметров — CTR сниппета, глубина просмотра, время посещения и т.д. С этими метриками знакомы практически все вебмастеры и оптимизаторы, и они напрямую влияют на ранжирование сайта. В последнее время в рунете все чаще появляются обсуждения менее известного явления — Pogo-sticking. В этой статье мы расскажем, что это такое, как оно влияет на продвижение сайта и чем отличается от отказов.
Определение Pogo-sticking
Pogo-sticking — краткосрочные переходы на сайт, т.е. пользователь открывает страницу из выдачи и быстро возвращается в Google, чтобы посмотреть другие варианты. Такое поведение обычно происходит, когда контент не соответствует ожиданиям человека или страница имеет неудобный интерфейс.
В чем отличие от высокого показателя отказов
Нередко SEO-специалисты считают, что Pogo-sticking и отказы — одно и то же явление. В обоих случаях пользователь быстро закрывает страницу, но все же есть нюансы. Кратко сравним оба понятия:
- Pogo-sticking. Пользователь нажимает на ссылку в выдаче, просматривает вариант, а затем возвращается в Google и выбирает другой вариант. Такое происходит, когда пользователь не нашел ответ на свой вопрос. Возможно, сайт оказался бесполезным, или заголовок не соответствовал содержанию.
- Bounce Rate. Высокий показатель отказа — это не всегда плохой сигнал. Если говорить об информационных сайтах, то пользователь, возможно, просто нашел ответ быстро и закрыл поисковик. Беспокоиться стоит в том случае, когда аудитория возвращается в выдачу и уходит к конкурентам.
Как поисковые системы интерпретируют Pogo-sticking
Pogo-sticking — достаточно сложное явление для автоматического анализа и интерпретации, из-за чего разработчики поисковых систем еще не используют его. Эту информацию подтвердил старший аналитик Google Джон Мюллер во время встречи Google Webmaster Central. Он написал следующее:
«Мы стараемся не использовать подобные сигналы, когда дело касается поиска. Так что есть много причин, по которым пользователи могут переходить от одного результата поиска к другому, или просматривать разные результаты поиска, или ненадолго задерживаться на странице и снова переходить к предыдущему результату. Я думаю, что это действительно сложно уточнить и сказать: “Что ж, мы могли бы превратить это в фактор ранжирования”.
Так что я бы не стал беспокоиться о подобных вещах. Когда мы рассматриваем наши алгоритмы в целом, когда мы анализируем, какие изменения в алгоритмах мы хотим внедрить, мы смотрим, как пользователи реагируют на эти изменения. Но мы рассматриваем это на примере миллионов различных запросов и миллионов различных страниц и в целом видим, идет ли этот алгоритм в правильном направлении.
Но я не думаю, что для отдельных страниц стоит на этом зацикливаться».
Основные причины Pogo-sticking
Pogo-sticking происходит по разным причинам. Чаще всего пользователи возвращаются в выдачу из-за:
- Несоответствия выдаче. Например, страница имеет кликбейтный тайтл или оптимизирована под запросы, которым не соответствует.
- Сложности понимания контента. Эта причина актуальна для сайтов, которые публикуют «простынки» текста без деления на абзацы и тематические блоки, очень длинные статьи, а также для страниц с закрытым контентом (например, для его просмотра нужна регистрация).
- Плохого UX. Отталкивающий пользовательский интерфейс нередко приводит к Pogo-sticking. Обычно люди закрывают сайты из-за обилия рекламы, всплывающих окон, неприятного дизайна, отсутствия мобильной оптимизации.
- Технические ошибки. Например, сайт может не открываться, иметь битые ссылки и т.д.
Стоит отметить, что Pogo-sticking — не всегда следствие ошибок вебмастера и SEO-специалиста. Нередко показатели растут из-за самих пользователей. Например, человек в период новогодних скидок просматривает десятки предложений от разных онлайн-магазинов, чтобы найти лучшее.
Как отличить Pogo-sticking от нормального поведения
Pogo-sticking сравнительно непросто отличить от нормального поведения. Чтобы определить его, вам стоит выполнить качественный анализ отдельных посещений с помощью инструмента path analysis, который есть у Google Analytics и Яндекс Метрики. Как выполнить анализ:
- Выберите страницы для анализа. Для этого подходит главная и ключевые разделы сайта.
- Найдите одну из сессий с Pogo-sticking. Стоит отметить, что нужно искать посещения именно из выдачи, а не с других страниц сайта. Кроме того, важно обращать внимание на длительность просмотра. Если пользователь долго изучает страницу, то это точно не Pogo-sticking.
- Опишите паттерн действий. Например, А-В-А, где А — ключевая страница, а В — связанная с ней ссылка.
- Изучите весь маршрут и действия пользователя по картам в Яндекс Метрике.
Обращайте внимание на последние действия человека. Возможно, он кликнул по ссылке, и ничего не произошло, или прочитал пару предложений в середине статьи и затем закрыл страницу.
Также вам стоит проверять длительность просмотра страниц. Обычно Pogo-sticking — это посещение длиной не более 5-10 секунд.
Как снизить уровень Pogo-sticking
Чтобы снизить уровень Pogo-sticking, можно использовать следующие стратегии:
- Улучшить контент. Он должен быть качественным, релевантным и привлекательным. Длинные блоки текста можно разбить на части с помощью заголовков, подзаголовков и пунктов.
- Оптимизировать время загрузки. Медленный сайт может раздражать пользователей и увеличивать вероятность того, что они вернутся на страницу результатов поиска. Можно сжать изображения, минимизировать использование скриптов и плагинов, использовать быстрый веб-хостинг.
- Улучшить навигацию. Нужно обеспечить четкие и лаконичные меню навигации, внутренние ссылки и призывы к действию, которые помогут пользователям найти нужную информацию.
- Использовать релевантные description и title. Они должны точно отражать контент на сайте. Это поможет пользователям понять, чего ожидать при нажатии на результат поиска.
- Обеспечить мобильную оптимизацию. Многие пользователи ищут информацию на своих мобильных устройствах. Нужно убедиться, что дизайн и контент сайта легко читать и использовать на небольших экранах.
Также вам стоит проверить ключевые слова, по которым пользователи находят вашу страницу. Возможно, они не соответствуют содержанию. Человек хочет понять, как выбрать товар, а вы предлагаете ему сразу купить его.
Можно ли полностью исключить Pogo-sticking?
Pogo-sticking, как и отказы, невозможно свести к нулю. Кратко разберем, почему вам не стоит тратить много времени на работу с этой метрикой.
Почему 100% устранить невозможно
Как мы уже отметили, Pogo-sticking происходит не только из-за проблем с самим сайтом. Пользователь может собирать информацию из разных источников, сравнивать цены на товары и просто искать вдохновение во время работы. Человек быстро просматривает страницы и возвращается в выдачу.
Поэтому Pogo-sticking нельзя также управлять, как CTR сниппета. Нельзя существенно понизить и тем более обнулить количество таких переходов. Вы будете постоянно их фиксировать.
На чём стоит сосредоточиться в первую очередь
Вам стоит отслеживать Pogo-sticking, но мы не рекомендуем уделять ему слишком много внимания. Лучше контролировать более однозначные и понятные метрики — CTR, отказы, время и глубину просмотра и т.д.
Создавайте контент и дизайн страниц на основе базовых принципов SEO и здравого смысла, чтобы при переходе на сайт пользователь мог быстро найти ответ на свой вопрос или заказать товар в пару кликов. Если страница будет полезна для аудитории, то вырастут ключевые поведенческие факторы. Тогда Pogo-sticking вряд ли негативно повлияет на ранжирование сайта.
Заключение: ключевые выводы и рекомендации
Pogo-sticking происходит, когда пользователь открывает страницу и быстро возвращается в выдачу. Обычно это сигнал того, что сайт оказался нерелевантным или неудобным пользователем, но не всегда. Бывают случаи, когда Pogo-sticking — естественное поведение человека.
Сами по себе такие переходы негативно не влияют на выдачу, по словам Джона Мюллера, но другие специалисты (например, основатель Backlinko Брайан Дин) считают иначе. Поэтому рекомендуем работать с этим параметром, актуализируя ключевые слова, улучшая контент и дизайн, но не делать на нем акцент, поскольку значение данного параметра все еще остается непонятным. Эффективнее работать с более привычными SEO-метриками, которые однозначно отражают поведение пользователей и состояние сайта.